39 филиалов

в Москве и
Московской
области

8 (495) 255-20-45
Заказать звонок

Каким будет образование в будущем

Образование постоянно меняется. В соответствии с изменениями в обществе оно обрастает новыми методами, способами и собственными трендами. Каким будет образование через 10 лет? Через 15, через 50? Мы собрали самые популярные прогнозы того, как будет устроена система обучения в ближайшем будущем.


1. Портфолио вместо оценок


Мы часто говорим о том, что знания важнее оценок. Они субъективны, они стандартизированы, они не могут дать конкретного представления о способностях человека, зато могут мотивировать школьников даже больше, чем получение знаний.

В школе будущего на первый план будут выставляться именно знания. Портфолио станет важнее оценок. Во время обучения школьник будет получать грамоты за победы в олимпиадах, награды за участие в конкурсах, а также создавать проектные работы и выступать с ними. Это даст гораздо больше информации работодателю, который тоже сможет оценить вас по достоинству. Написанное в седьмом классе приложение для мирового рынка скажет ему гораздо больше, чем «отлично» по информатике в аттестате.

2. Акцент на творчество


Собственные проекты будут цениться больше отметок — и этому есть ещё одно подтверждение. Взглянув на историю в разрезе, мы можем заметить, как люди постепенно отходят от ручного труда. В современном технологичном обществе автоматизация процессов становится обычным делом.


Вполне возможно, что необходимость физического труда рано или поздно сведётся к нулю. Автоматизировать можно будет даже большинство  когнитивных процессов — ведь вычислительные мощности машин также растут в геометрической прогрессии.


Технологии подарили нам множество ресурсов и возможностей для того, чтобы проявить себя, творить и двигать искусство вперёд. В связи с этим многие прогнозируют, что в приоритетах обучения будут творческие способности, а основной прослойкой общества станет креативный класс.


3. Школа-конструктор


Система общего образования окончательно потеряет свой смысл. Базовые предметы, которые сначала навязывают школьникам, а потом и студентам, уступят место углубленному изучению выбранных по собственному желанию. Конечно, нельзя недооценивать пользу разностороннего развития, но обучение может стать гораздо эффективнее, если не обязывать учеников знать столицу Австралии и имя снохи Петра I.


Таким образом, будущее может предоставить нам более гибкую систему школьного обучения, где предметы могут быть подобраны с учётом индивидуальных особенностей и предпочтений ученика. Это позволит уже с малых лет приобретать не только любовь к определённой сфере, но и получать определённые навыки, которые в этой сфере можно будет применить. В университете, где система выбора предметов представлена частично, она станет гораздо более гибкой и индивидуальной.


Эксперты из агентства стратегических инициатив даже предполагают появление так называемого «алмазного учебника»: искусственного интеллекта на основе нейросетей, который будет подбирать индивидуальную литературу под особенности читателя.


4. Отход от идеи одновозрастного образования


Изменение системы школьного образования может затронуть и другие стандарты. Например, идею о том, что в одном классе обязательно должны обучаться ученики одного возраста. Что, если один школьник прорешал все задания контрольной за четыре варианта и скучает, а его сосед не смог осилить и одного? Встаёт вопрос о том, а не стоит ли игнорировать возраст и объединить учеников только по уровню знаний.


На заочном образовании уже нет никаких возрастных рамок, и ничто не мешает 89-летнему дедушке сидеть в одной аудитории с двадцатилетними студентами. В школах такой подход (за исключением случаев, когда учеников оставляют на второй год) неприемлем вовсе. Некоторым выходом из ситуации являются разные образовательные проекты. Например, Летняя школа, организаторами которой являются авторы журнала «Русский репортёр».



Предполагается, что такой подход станет нормой для будущих школ, а «выровненный» по знаниям класс будет работать гораздо более эффективно.


5. Изменение роли преподавателя

Предполагается, что в школе будущего границы будут размыты не только между возрастами, но и между социальными ролями. Усилится напор на индивидуальный подход: учитель может взять на себя роль персонального наставника и курировать отдельно взятого школьника или группу школьников.

С другой стороны, с учётом «конструкторного» подхода к среднему образованию, динамика социальных ролей может стать ещё сильнее. Так, например, учитель может преподать ученику физику элементарных частиц, а спустя сорок минут уже ученик будет преподавать учителю урок филологии.

6. Уклон в самостоятельное обучение

С уровнем развития современных технологий, а, что самое главное — с их распространением, информация становится гораздо более доступной, а обучение — дешёвым. Все затраты могут упереться в наличие интернета, а в электронных энциклопедиях и информационных ресурсах недостатка нет.


Уже сейчас имеется огромное количество онлайн-курсов, которые вы без проблем можете пройти самостоятельно в любое удобное время, не выходя из дома. На самом деле, их настолько много, что одной из современных тенденций стали агрегаторы онлайн-курсов, которые делают систему самостоятельного обучения ещё более гибкой.

7. Уклон в дистанционное обучение

Время «учителей на дом» прошло: на смену пришли беседы с педагогами по Скайпу и те же онлайн-курсы. Но быстрый интернет и автоматизация процессов может позволить воспроизвести целые онлайн-классы, позволяя и учителю и ученикам не покидать собственного дома.


Многие возражают, что это может навредить социализации. Что школа и вуз позволяют пообщаться со сверстниками, тогда как онлайн-обучение напрочь лишает нас подобной возможности.


Однако на другой чаше весов стоит тот факт, что дистанционное обучение может по-настоящему разрушить границы: так, преподаватель из США может вести лекцию на аудиторию студентов из США, Китая, России и прочих уголков Земли. И, на самом деле, такой проект уже существует: это онлайн-университет Coursera, в котором задействованы преподаватели из Стенфордского, Пристонского и некоторых других престижных университетов страны. Причём, вы сможете как посмотреть записи лекций, так и просмотреть одну из таких вживую, задавая вопросы онлайн.


Возможностей развития такого подхода — вагон и маленькая тележка: не стоит забывать хотя бы об активном развитии устройств виртуальной реальности. Проблем тоже хватает: например, всё та же социализация, или отсутствие какой-либо системы оценки полученных таким образом знаний. Но по сравнению с уже проделанной работой для появления подобных технологий, дело осталось за малым.



Итоги


На протяжении всей истории образование претерпело множество изменений, но похоже, что самые главные только ждут впереди. В самом ближайшем будущем учёба будет гораздо более доступнее, быстрее, эффективнее и индивидуальнее. А самое главное — она получит более объективную систему оценки личных качеств, и мы сможем рассчитывать, что в скором времени все самые престижные должности будут занимать только самые умные, талантливые и креативные люди, независимо от их статуса.

 

09.11.2017 | 18966
  • м. Арбатская
  • м. Первомайская
  • м. Каширская
  • м. Свиблово
  • м. Бульвар Дмитрия Донского
  • м. Университет
  • м. Перово
  • (схема проезда)">м. Строгино
  • м. Рязанский проспект
  • м. Владыкино
  • м. Профсоюзная
  • м. Октябрьское поле
  • м. Марьино
  • Красногорск
  • м. Сходненская
  • м. Преображенская площадь
  • м. Чистые пруды/Тургеневская
  • Химки
  • м. Чертановская
  • Мытищи
  • Подольск
  • Одинцово
  • м. Солнцево
  • м. Театральная
  • м. Ломоносовский проспект
  • Люберцы
  • м. Котельники
  • м. Новокосино
  • г. Реутов
  • Видное
  • Королев
  • Куркино
  • Балашиха
  • Московский
  • Кожухова
217x0w